Авторы исследования “Северный Кавказ: взгляд изнутри”: религиозный экстремизм и социальная несправедливость – одни из главных проблем региона
Религиозный экстремизм, экономическая нестабильность, клановое устройство общества были названы в числе главных проблем Северного Кавказа в ходе презентации научно-исследовательского проекта “Северный Кавказ: взгляд изнутри”.
Посвященное изучению социальных различий и конфликтов исследование было основано на материале опроса фокус-групп, состоявших из жителей пяти регионов Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечни. Представленные 30 марта в Институте востоковедения Российской академии наук итоги этой работы оформлены в виде печатного издания, состоящего из нескольких разделов: обзора политической ситуации в каждой из республик, анализа основных тенденций на основе полевого материала, собранного участниками исследования, а также рекомендаций, которые в первую очередь адресованы местным органам власти.
Проект “Северный Кавказ: взгляд изнутри” стал результатом совместной работы, осуществленной международными неправительственными организациями Saferwold (За безопасный мир) и Conciliation resources (Ресурсы примирения) и является частью программы “Миротворческие перспективы глазами людей”.
Ингушетия: религия как двигатель борьбы с социальной несправедливостью
Религия в Ингушетии играет определяющую роль в идеологии борьбы с социальной несправедливостью, в то же время наиболее серьезный вызов, с которым сейчас сталкивается регион – это религиозный экстремизм. Об этом сообщил в рамках своего доклада научный сотрудник отдела Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Игорь Савин. “Понятно, что дело не в религии. Однако ни национальная идентичность, ни земельные конфликты, ни бытовые неурядицы и проблемы, проблемы миграции, проблемы взаимоотношения между поколениями не могут, к сожалению, сравниться с фактором религиозного экстремизма”, – отметил Савин.
По его словам, при работе над исследованием, которое называется “Ингушетия: выстраивая идентичность, преодолевая конфликт”, авторы удивлялись, насколько экзотичными могут быть поводы присоединения к вооруженному подполью. “В основном, конечно, главным мотивом становится невозможность реализации устремлений и возможностей. Известен один случай, когда парень-спортсмен “ушел в лес” по причине того, что он завоевал победу, но первое место присудили не ему. Хотя до этого он не отличался ни особой религиозностью, ни экстремистскими наклонностями”, – рассказал эксперт .
Игорь Савин отметил, что кумирами ингушской молодежи являются Руслан Аушев – первый президент Ингушетии, Лейла Али – чемпионка мира по боям без правил и Рамзан Кадыров – действующий глава Чечни. “Стоит отметить, что ни один респондент не отметил в качестве ролевой модели фигуру олигарха Михаила Гуцериева. Это не хорошо и не плохо. Это всего лишь желание молодежи, четко поделить мир на “черное” и “белое”, быстро найти ответ”, – считает исследователь.
Кабардино-Балкария: “спящая красавица” просыпается
Длительное время Кабардино-Балкария пользовалась репутацией островка стабильности и относительного благополучия на фоне других северокавказских республик, рассказала старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований правительства Кабардино-Балкарии и Научного центра РАН республики Жанна Хамдохова. “Не случайно еще Джохар Дудаев, первый президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия, называл Кабардино-Балкарию “спящей красавицей”, не скрывая надежд “разбудить ее”, – отметила она.
Этническое самосознание кабардинцев и балкарцев остается достаточно выраженным, но оно не препятствует интеграционным процессам, было отмечено в докладе “Кабардино-Балкария: спящую красавицу разбудили?”.
По словам Жанны Хамдоховой, в сознании балкарцев до сих пор не преодолена травма депортации сталинских времен. Однако эта проблема не оказывает мощного мобилизующего воздействия на нынешнее поколение жителей региона, “это, скорее, арсенал политической борьбы национальных активистов”, считает исследователь.
“В результате деятельности Совета старейшин балкарского народа, критикующего “этнократические” мотивы в действиях республиканских властей, в общественном мнении балкарцев сформировался стереотип о том, что они исключены из общественно-политических процессов в республике. Они настаивают на том, что представители кабардинской национальности преобладают на ключевых должностях в престижных или экономически выгодных сферах”, – сказала Хамдохова.
Говоря о коррупции, эксперт отметила, что многие русские участники фокус-групп считают, что без протекции республике невозможно устроиться на работу с более или менее нормальной зарплатой. “Однако прозвучали и мнения о том, что для удачного трудоустройства в большей степени играет не национальный аспект, а близкие знакомства и кровнородственные отношения”, – сообщила Хамдохова.
Говоря о религиозном экстремизме, она добавила, что нарастание насилия связано с распространением в молодежной среде идей радикального ислама, с одной стороны, и с незаконными действиями представителей власти в рамках реализации “мер по противодействию терроризму и распространению экстремистской идеологии” с другой.
Северная Осетия: стабильно, но сложно
Среди наиболее серьезных проблем в Северной Осетии преподаватель республиканского государственного университета Игорь Дулаев выделил, безработицу, и как вытекающее обстоятельство низкий уровень жизни в республике; безопасность, “особенно предполагаемые угрозы со стороны соседней Ингушетии”; коррупцию; отсутствие перспектив для молодежи; низкий профессионализм управления и непотизм.
По словам Игоря Дулаева, на все эти факторы влияют две динамические тенденции негативного характера, среди которых эмоции, связанные с этнической консолидации, которые пережили свой всплеск в ходе осетино-ингушского конфликта в 1992 году, а также угрозы террористического характера. “В общественном сознании угрозы слишком часто формулируются с использованием этнических и конфессиональных различий”, – отметил Дулаев в рамках своего доклада “Северная Осетия на перепутье: ситуация сложная или ситуация стабильная?”.
Чечня: чрезмерная централизация власти
Общее социальное положение в Чечне вызывает недовольство у населения республики, сообщил доцент Чеченского государственного университета Муса Юсупов, по мнению которого большинство проблем региона стоит рассматривать сквозь призму поствоенного состояния общества. “Последствия конфликта масштабны, и потому неудивительно, что остается много нерешенных проблем”, – констатировал Юсупов в рамках доклада “Социальная ситуация в Чеченской Республике: проблемы и тенденции”.
В то же время, по его словам, ситуация в социальном отношении способствует обогащению незначительной части населения, тогда когда большая часть населения прибывает в бедности. “Причем, социальное недовольство, пока рассасывается благодаря состоянию послевоенного выживания, миграционному оттоку, религии”, – отметил ученый.
На его взгляд, в политической и религиозной сферах наблюдается чрезмерная централизация власти. “В социальном управлении наблюдается преобладание авторитаризма, концентрации власти в руках первого лица республики, ограничение проявлений демократизма. Аналогичная ситуация наблюдается и в религиозной среде. Муфтият назначает имамов, кадиев, рецензирует примерные тексты проповедей”, – рассказал Юсупов.
Коснулся докладчик и темы навязывания ношения женских головных платков в Чечне. “Ношение платка воспринимают как проблему не замужние женщины, а значительная часть молодых девушек”, – указал Муса Юсупов.
Дагестан: религиозный фактор стал знаменем всех недовольных
В Дагестане религиозный фактор стал главным идеологическим знаменем, объединяющим под своим крылом различные группы недовольных, считает старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов. По словам автора исследования “Дагестан: стабильная нестабильность”, сегодня эта сфера остается лидирующей в дестабилизации ситуации.
Еще один значимый фактор, способный “перейти в сферу серьезных межэтнических столкновений – это земельные проблемы”, отмечает Ярлыкапов. Еще одна вызывающая тревогу тенденция – “все больший отрыв власти от народа, засилье клановости, коррупции, пренебрежение институтами гражданского общества”. “Все это создает социальное напряжение, которое усиливается и чревато взрывом национального недовольства”, заключает Ярлыкапов.
Он также отметил, что Дагестан, до сих пор обладавший достаточно свободными печатными СМИ, лишается этого бесценного ресурса, а местные журналисты все чаще жалуются на серьезные проблемы, доходящие до угроз.
В целом же, в ходе исследования, в Дагестане был выявлен колоссальный уровень недоверия, в первую очередь к республиканской власти, добавил Ярлыкапов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий