пятница, 7 сентября 2012 г.

Наш пруд уже наполовину зарос...

Вызывая меланхолию
Есть мнение — скоро все кончится. Не так быстро, как в апокалиптической картине Ларса фон Триера «Меланхолия», но, кажется, так же неизбежно. Сорок лет назад ученые из Массачусетского технологического института создали компьютерную модель World3, которая просчитала разные сценарии: что в ближайшие сто лет произойдет с ресурсами, населением и окружающей средой.
Согласно сценарию «все идет, как идет», мы продолжаем потреблять столько, сколько предполагают законы свободного рынка (то есть больше, чем позволяют ресурсы Земли) с соответствующим экономическим ростом и экологическим истощением. В результате к 2030 году произойдет мощный экономический коллапс, по сравнению с которым прежние кризисы и дефолты покажутся благоденствием. Население резко сократится, еды и чистой воды будет не хватать, а экологические катастрофы начнут усугубляться. Правда, World3 предлагала и оптимистичный сценарий, по ко
торому мировая экономика не пожирает сама себя, но для этого правительства должны были ввести ограничения и начать вкладываться в «зеленые» технологии и возобновляемые источники энергии. Идея вмешательства государства в рынок в 1972 году вызвала бурю негодования и разговоров, что это как раз и приведет к краху и нищете.
Можно было бы не обращать внимание на предсказания сорокалетней давности. В конце концов, чем долгосрочнее прогноз, тем он менее точен. Однако австралийский физик Грэм Тёрнер сравнил прогноз World3 с реальными данными с 1970 по 2000 год. Оказалось, что все тридцать лет мы аккуратно следовали худшему сценарию из предложенных (см. график). Независимо от Тёрнера к такому же выводу приходит PBL, голландское Агентство по оценке состояния окружающей среды.
Причины надвигающейся катастрофы могут быть разными. Йорген Рандерс, один из соавторов проекта World3, в начале июня опубликовал книгу под названием «2052: Глобальный прогноз на ближайшие сорок лет», в которой доказывает, что главную роль сыграет глобальное потепление. Оно особенно усилится к середине века и обернется засухами, наводнениями и пожарами, нехваткой продовольствия, ростом неравенства и глобальными конфликтами. Грэм Тёрнер, анализируя графики, предполагает, что все случится еще раньше, и не из-за потепления, а в результате ист?
?щения доступных источников нефти. Развитие продолжится до 2015 года, а следом начнется спад, потому что доступная нефть заканчивается, а недоступную (например, со дна океана) добывать очень дорого. Вероятнее всего, будет целый комплекс факторов, которые пока сложно точно описать и которые в один момент начнут усиливать сами себя.
Как сказано в недавнем докладе Всемирного фонда дикой природы, будь у нас вторая такая же планета, ресурсов все равно было бы мало.
Ученые констатируют, что мировая экономика обладает слишком большой инерцией, поэтому, даже если мы что-то начнем кардинально менять сегодня, катастрофы все равно не избежать. Фактически она уже началась. Если вы путешествовали по Азии, то наверняка заметили, что в Катманду, Улан-Баторе, Канпуре и десятках других городов воздух грязный настолько, что люди ходят в респираторах и повязках, как в мрачных фантастических романах. На Западе во время индустриализации тоже были свои экологические проблемы, которые удалось уладить с ростом эко
номики. Проблема в том, что рост экономики близок к завершению, а экологические бедствия выходят на качественно новый уровень.
Есть такая буддийская притча: на поверхности пруда каждый день становится вдвое больше лотосов. В один день глупец посмотрит на него и скажет: еще целая половина пруда свободна, не подозревая, что до конца остался всего один день. Судя по графикам, наш пруд наполовину уже зарос.
Шаинян Карен